Малые города, часть II: развитие по общему сценарию в индивидуальном исполнении
Грамотное инфраструктурно-туристическое развитие любого малого города стоит на трех «китах»: умении определить индивидуальные точки городского притяжения, знании проверенных практикой общих управленческих подходов и схем и способности провести черту между мечтами и экономической целесообразностью
Более 80% российских городов относятся к категории малых, и у каждого, конечно, есть свои особенности — географические, климатические, исторические, ландшафтные и так далее. Начать хотя бы с того, говорит руководитель департамента гостиничного бизнеса и туризма компании Commonwealth Partnership (CMWP) Марина Смирнова, что малые города могут быть результатом исторических процессов, итогом развития промышленности (включая моногорода, сформировавшиеся вокруг ведущего предприятия) или научного развития (наукограды); отдельная категория — города-курорты, которые также иногда относятся к категории малых.
Но есть у малых городов и общие черты, в том числе территориальная ограниченность и невеликий, как правило, финансовый и кадровый потенциал. Тогда существуют ли, с точки зрения игроков рынка, какие-то общие подходы к инфраструктурно-туристическому развитию малых городов? Или для каждого необходимо придумывать свою, особую историю?
Как считает руководитель проектов консалтингового бюро ATLAS Анна Белинская, есть целый ряд факторов, которые можно назвать общими, например, необходимость формирования сильного и устойчивого бренда города. «Он играет ключевую роль в туристическом развитии малых городов, поскольку помогает выделить их уникальные черты и достоинства, делая их более привлекательными. Брендирование создает позитивный образ, помогает удерживать внимание путешественников в условиях сильной конкуренции среди туристических направлений. Важно отметить, что бренд должен быть поддержан реальными усилиями по улучшению туристической инфраструктуры, качества обслуживания и сохранению культурных и природных ресурсов», — утверждает эксперт.
«Для каждого малого города создается своя «легенда», бренд, отражающий его особенности, — историю и современность: Белев и Коломна — пастила, Палех — роспись, Гжель (хотя это не город, а поселок) — посуда. Сувенирный ряд «Рыбинские рыбы» очень оригинальный и привлекательный. Старая Русса обыгрывает тему Достоевского, а также исторические соляные производства. Конечно, в каждом случае будет свой подход, темы для экскурсий, сувенирный ряд и даже архитектура», — приводит примеры Марина Смирнова.
Вид на туристический комплекс «Рыбацкая деревня» с маяком на берегу Оки в селе Шумашь. Фото: Александр Рюмин/ТАСС
Впрочем, по мнению совладельца компании Kiparh Hotel Development Максима Игнатова, увлекаться использованием общих для всех рецептов не стоит. «Характерная черта внутреннего туризма — выстроить единую концепцию для продвижения каждого города невозможно, так как каждый из них индивидуален и уникален. Поэтому в первую очередь нужно задаться вопросом: что есть только у нас и нет в других местах, чем мы можем удивить и порадовать наших гостей? Например, Суздаль славится своей историей и архитектурой, а станица Голубицкая (городок на берегу Азовского моря) может составить конкуренцию крупным курортным городам: тут чистые, не перегруженные посетителями пляжи, красивейшие лиманы и настоящая грязелечебница, где можно восстановить здоровье. Оба города привлекательны для туристов, но совершенно по-разному, поэтому стратегия развития нужна своя», — утверждает эксперт.
Но представим себе, что все сработано как надо, основные точки притяжения грамотно определены, формирование городского бренда началось и успешно продвигается, планы по дальнейшему инфраструктурно-туристическому развитию выглядят вполне реалистично, без всяких невыполнимых мечтаний властей и инвесторов и так далее. Способен ли малый город при подобном сочетании факторов стать туристической единицей, самодостаточной в экономическом плане и способной работать без помощи извне? Или поддержка государства потребуется в любом случае? И тогда какая, только финансовая или какая-то еще? Об этом в заключительной части материала.